Туристический маршрут "По суворовским местам"

«По суворовским местам» (20 км) - от п. Эсхар до г. Змиев по правому берегу р. Северский Донец.

туристический маршрут по суворовским местам Змиевской район

Позволяет пройти дикими живописными местами, по которым, согласно преданию, А. В. Суворов, в начале ХІХ в. вел свое войско и останавливался на однодневную стоянку (возле Суворовского родника). Однако, это всего лишь легенда. Путь необходимо начать с платформы Дачи железнодорожной ветки Харьков-Чугуев (Купянское направление), откуда выехав на дорогу с асфальтовым покрытием следует двигаться в сторону п. Эсхар. Эсхар остается позади, а старенькая бетонка бежит дальше, вступая в лес и поднимаясь вверх. Возле базы отдыха покрытие заканчивается и дальше идет накатанная, но изрядно разбитая и усыпанная каменными обломками грунтовка. Поднявшись на лесной «перевал», начинаем спускаться вниз, проваливаясь в зеленые чертоги дубравы урочища «Мохначанская лесная дача». Путь - все прямо, не сворачивать, и скоро лес начинает редеть, все чаще появляются луга с виднеющимися временными базами заготовителей древесного угля, слева отчетливо проступает р. Северский Донец.

Несколько километров дорога, разбитая лесовозами на глубокие колеи, тянется заболоченными низинами, но это - временные трудности. Вскоре начинаются веселые сухие луга, на реке появляются отличные пляжи, а правобережные холмы лесной стеной отодвигаются к западу. Возле одной из крутых излучин Донца, направо отворачивает накатанная дорожка. Сверните на нее - и через 200 метров окажетесь возле чудесного источника, из которого освежались, по легенде, еще люди Суворова. Утолив жажду и проехав еще около километра вдоль реки, появится вопрос куда свернуть на перекрестке с щебнистой дорогой. Направо, на с. Мохнач. При въезде в село справа на горе покажется обрывистый выступ, живописно покрытый степной растительностью. По мнению некоторых археологов, в старину здесь было укрепленное городище, от которого ныне мало что осталось и, чтобы можно было сказать что-то определенное, необходимы детальные работы. В любом случае подняться наверх стоит - место необычайно красивое.

Дальнейший путь превратится в легкий круиз по асфальтированной автодороге, вьющейся по возвышенностям правого берега реки, то подходящей вплотную к великолепным пляжам, то удаляющейся в жаркие холмы. В выходные дни движение по ней может быть оживленным, поэтому нужна осторожность в местах с ограниченной видимостью: дорога узка и не всегда ее хватает для благополучного встречного разъезда. Постепенно серое полотно входит в селения-спутники Змиева и подводит к железнодорожному переезду. Справа - платформа Гинеевка, где особо удобно завершить путешествие. Маршрут хорош в любое время года, однако следует учитывать, что лесной участок пути после сильных дождей или весеннего снеготаяния становится практически непроезжим, после чего просыхает около месяца.